1909-01-01Смещение ЮАНЬ ШИКАЯ со всех правительственных постов отдает власть над Китаем в руки маньчжуров.
1909-01-01Первые оплаты пенсий по старости в Британии, лица свыше 70, получали пять шиллингов (25p) в неделю.
1909-01-07Опубликовано сообщение о кончине в возрасте 118 лет миссис Джоанны ЛОЕНАРД, последовавшей в Фарнейне, графство Лимерик, Ирландия.
1909-01-12Ганс ГРАДЕ совершает в Магдебурге первый полет на триплане собственной конструкции и тем самым становится первым немецким пилотом, летавшим на аэроплане немецкой постройки.
1909-01-23Совершает свой первый полет французский <Блерио XI> конструкции Луи БЛЕРИО - самый удачный моноплан, построенный перед первой мировой войной.
1909-02-09США. Первый федеральный закон, запрещающий наркотики. Запрещается ввоз опиума (за исключением сырья для медицинских целей).
1909-02-09В обмен на получение концессий Германия признает особые интересы Франции в Марокко.
1909-02-09Первая школа лесоводства образуется в Кенте, штат Огайо.
1909-02-22В США возвращается из кругосветного плавания американская эскадра из 16 линейных кораблей (вышла 16.12.1907).
1909-02-23Первый в Британской империи продолжительный полет на аэроплане совершает канадец Дж.А.Д. Маккерди, поднявшийся в воздух в Баддек Бее (провинция Новая Шотландия, Канада) на биплане собственной конструкции "Силвер Дарт", который принадлежит Воздушной экспериментальной ассоциации.
1909-03-15Американский предприниматель G S Selfridge открыл первый в Британии универсальный магазин на Оксфорд-стрит в Лондоне.
1909-04-06Заключено Соглашение между Россией и Турцией о независимости Болгарии.
1909-04-06Американский исследователь Роберт ПИРИ первым достигает Северного Полюса. В пути командора сопровождает его слуга - темнокожий Мэттью ХЕНСОН. Из-за цвета кожи и социального происхождения роль Хенсона в покорении Северного полюса будет признана только в 1945, когда правительство США наградит его медалью за выдающиеся заслуги в области науки.
1909-04-24Впервые кинооператор совершает полет на аэроплане. Это происходит в Сентоселле, поблизости от Рима. В качестве пассажира его взял на борт своего биплана Уилбур РАЙТ.
1909-04-29Британский министр финансов Ллойд ДЖОРДЖ представляет свой "народный бюджет". Для увеличения ассигнований на оборону и социальное обеспечение предусматривается введение налогов на землевладельцев и на продажу земли, а также "сверхналога" на высокие доходы.
1909-04-30Дж. Т. Ч. МУР-БАРБАЗОН (позже лорд Барбазон) становится первым англичанином-жителем Британских островов, совершившим в Англии официально признанный полет на аэроплане.
1909-05-08В Москве открыт памятник Н.В.ГОГОЛЮ работы скульптора АНДРЕЕВА.
1909-05-09(26.04) Открытие памятника Гоголю в Москве (скульптор - Николай АНДРЕЕВ). Впопыхах забыли пригласить Льва ТОЛСТОГО. Он приехал спустя месяцы, 4 сентября, посмотрел и сказал: <Мне нравится...> Чертков заметил, что этот памятник большинство бранит. Лев Николаевич ответил: <Я вообще не люблю памятников. Трудно что-либо сделать. Художник должен передать душу человека, а ему нужно лепить задницу...>
1909-05-14Начинается деятельность общества <Санкт-Петербургский таксомотор>.
1909-05-17Знаменитые Русские сезоны в Париже начинаются антрепренером Сергеем ДЯГИЛЕВЫМ в 1908 с оперных спектаклей. Великий князь ВЛАДИМИР в 1909 поручил ему создать балетную труппу из ведущих танцоров Мариинского и Большого театров. Дягилев собрал труппу весной, пригласив ведущим танцовщиком Вацлава Нижинского. И если год назад Париж был потрясен русской оперой во главе с Федором ШАЛЯПИНОМ, то теперь настал час русского балета. Успех первого балетного спектакля в этот день был феноменальным. НИЖИНСКИЙ покорил Париж своим танцем. Триумфальные выступления в этом и следующих сезонах принесли ему славу лучшего танцовщика мира.
1909-05-26Первый дирижабль, использованный гражданской авиакомпанией, LZ-6, совершил свой первый полет.
1909-06-05Первые национальные состязания по вуздохоплаванию, проведенные в США, выиграли Джон Берри и Пол Маккулаф. Покрытое ими расстояние составило 608 км.
1909-06-10Основан г. Канберра - столица Австралийского Союза.
1909-06-12Поднялся в воздух прервый аэроплан с пилотом и двумя пассажирами, <Блерио XII>. На нем Луи Блерио совершил полет вместе с Сантос-Дюмоном и Фурнье.
1909-06-20Цеппелин LZ-8 передали германской армии под номером Z-1 и он стал первым военным цеппелином.
1909-06-2727 июня 1909 года московский коммерсант Антон Тарнопольский открыл первый на территории г.Сочи курорт «Кавказская Ривьера». В это трудно поверить, но в те годы почти никто в России не знал, что такое Сочи, так что в рекламных буклетах своего курорта Тарнопольскому пришлось подробно объяснять это своим будущим клиентам, проводя сравнения с такими знакомыми для россиян здравницами, как Крым и Ницца. Уже к 1913 году «Кавказская Ривьера» состояла из четырех круглогодичных гостиниц на 250 комнат, причем ни одна не выходила на север. Ресторан был построен в виде большого морского парохода с открытой верандой-палубой и расписан итальянскими мастерами. Курорт содержал штат врачей по всем специальностям, располагал театром на 650 мест, парком, ваннами, купальнями, читальней, бильярдной, казино, гаражом автомобилей, конюшней, лодочной станцией и даже темными комнатами для любителей фотографии. «Кавказская Ривьера» пережила две войны, смену государственного строя, советскую эпоху, но не сдюжила перед современным российским бизнесом - в преддверии Олимпиады 2014 года курорт полностью снесли с лица земли структуры миллиардера Брынцалова, так ничего и не построив на его месте.
1909-06-2929 июня завершился первый российский автопробег по маршруту Петербург - Рига - Петербург. По отечественному бездорожью рискнули проехать многие пилоты Европы и Америки на своих четырехколесных щеголях - <адлерах>, <бенцах>, <фордах>. Известнейшие фирмы командировали лучших гонщиков и механиков, в надежде сорвать невиданный куш - завоевать необъятный рынок Российской Империи.Стоило пестрому каравану покинуть пределы столицы как все участники гонки ощутили всю прелесть уникальных дорог России. В изумление европейцев и американцев привело и отсутствие бензоколонок, автомастерских, вообще каких-либо средств связи с внешним миром. Но наиболее всего изнеженных автобанами и хайвеями гонщиков донимали подковные гвозди, во множестве оставленные на дорогах конными упряжками, а также неодолимой высоты железнодорожные рельсы. Один из гостевых экипажей на перегоне Псков - Рига менял проколотые подковными гвоздями шины одиннадцать раз, поминая всех чертей.Добравшись до Риги гонщики потребовали от организаторов два сверхурочных дня отдыха. Обратный же путь осилили лишь 15 команд из 23 стартовавших. Победителями в разных классах машин стали С. СУУРМЕТС (<Опель>), Г. ВИЛЬГЕЛЬМ (<Адлер>), А. МОРДВИНОВ (<Пип>), П. ФИНКЕ (<Адлер>), а также водитель <Бенца> из управления военных сообщений России, фамилию которого держали в тайне даже от организаторов. Быстрее всех дистанцию в 100 верст прошел некий ДОНЬЕ на <Мерседесе> - за 13 часов и одну минуту.Среди аутсайдеров затерялся <Руссо-Балт> созданный в том же году на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге.
1909-07-01Пожалуй, нет москвича, который бы не знал Здание СЭВ, дом-книжку возле Белого дома. Сам дом достоин отдельного поста, но сегодня будет о том, что было на этом месте до знаменитой высотки. До Екатерины II здесь находился Новинский женский монастырь. В 1764 году он был упразднен. В этом здании появилась сначала школа-интернат для солдатских детей, а потом арестантские роты московского гарнизона. А затем до 1960-го тут располагалась Московская женская тюрьма, из которой в 1909 году был совершен дерзкий побег, не без помощи семьи Владимира Маяковского. В 1907 году в тюрьме оказалась приговоренная к каторге за покушение на Столыпина (тогда погибло 30 человек, включая пензенского губернатора) Наталья Климова. Она и замыслила побег, с ней должны были бежать еще 18 каторжанок. Климова и ее сокамерницы планировали побег около двух лет. Среди тех, кто помогал им, была и семья Владимира Маяковского. Будущему поэту в 1909 году исполнилось 16 лет. Его мать Александра Алексеевна и две сестры - Людмила и Ольга - шили мужскую одежду для заключенных. В нее беглянки должны были переодеться перед тем, как покинуть тюрьму. Сам же будущий поэт стоял на колокольне (видна на фото слева от здания СЭВ) храма Девяти мучеников и подавал знак о возможности выбраться на улицу. В ночь на 1 июля 1909 года сбежало 13 каторжанок и надзирательница. Троих поймали в день побега. Остальные позже покинули страну. Маяковского поместили в Бутырскую тюрьму в подозрении в соучастии в побеге. Отсидел он полгода, постоянно скандалил и утверждал, что узнал о произошедшем из газет. Был выпущен через полгода из-за отсутствия улик
1909-07-10Принят первый в мире ученик на самолетостроительный завод, Говард (Динджер) Белл (в компанию <Щорт Бразерс>). Его отец, прозванный служащими <Папаша Белл>, был первым начальником цеха компании.
1909-07-13Эллиот Вердон РОу стал первым англичанином, совершившим полет на английском аэроплане. Он поднялся в воздух на своем триплане <Роу 1> в Лиа Маршиз (графство Эссекс).
1909-07-19Приняв вызов газеты <Дейли Мейл>, предложившей 1000 фунтов стерлингов первому пилоту (любой национальности), который перелетит на аэроплане через Ла-Манш, первую попытку штурма пролива предпринял англичанин Губерт Латам на аэроплане <АнтуанеттIV>, в 6 часов 42 минуты он взлетел из Сангатты, в районе Кале, но пролетев 10-13 км, упал в море из-за неисправности двигателя, которую не сумел устранить в полете. Латама подобрал французский военный корабль <Гарпун>.
1909-07-20Первый в Швеции полет на аэроплане выполнил в Стокгольме француз Лёганё на биплане <Вуазен>.
1909-07-25В 4 часа 41 минуту француз Луи Блерио взлетел на своем моноплане <Блерио XI> из Ле Барак (Франция) и в 5 часов 17 минут и 5 секунд приземлился на поле Нортфолл Медоуз рядом с Дуврским замком, став первым человеком, перелетевшим Ла-Манш на аэроплане.
1909-07-2525 июля 1909 года французский авиатор Луи Блерио впервые в истории авиации перелетел над проливом Ла-Манш. 38 км были преодолены за 36,5 минут. В сентябре того же года в парижском Большом дворце прошла первая международная выставка воздухоплавания. Аэроплан Луи Блерио занимал на ней почетное место. С тех пор выставка станет регулярной (раз в 2 года в аэропорту Ле-Бурже, за исключением времени мировых войн). Открывал выставку 9-й президент Франции Арман Фальер. Газеты вышли с карикатурами на которых Фальер пролетает на разных летательных аппаратах над Парижем. В русском языке название этой карикатуры со временем трансформировалось в выражение «пролететь, как фанера над Парижем». А вот миф, что якобы в 1908 году французский авиатор Огюст Фаньер совершая полёт, врезался в Эйфелеву башню и в результате погиб, а меньшевик Юлий Марков написал в газете «Искра» «Царский режим летит к своей гибели так же быстро, как г-н Фаньер над Парижем» - полная чушь. И авиатора такого не было, и газета "Искра" издавалась с 1900 по 1905 годы. Меньшевик Марков - единственный в этой истории реальный персонаж
1909-07-26Английский пассажирский пароход <Waratha>, имея на борту около 300 человек пассажиров и команды, вышел из порта Натал в Южной Африке и пропал без вести.
1909-07-27Англичанин Губерт Латам предпринял вторую попытку перелететь Ла-Манш и стартовал с мыса Блан Не в 5 часов 30 минут. Когда до скал Дувра оставалось не больше 1 мили - 1,6 километра - двигатель его аэроплана заглох, и Латам снова оказался в воде.
1909-08-02Первый в Канаде пассажир аэроплана, Ф. У. <Кейси> Балдуин в Петавава (провинция Онтарио) совершил полет на борту аэроплана, который пилотировал Дж. А. Д. Маккерди.
1909-08-11Лайнер 'Arapahoe' стал первым американским судном, использовавшим сигнал бедствия SOS.
1909-08-12W Lorenz обнаружил астероид #685 Hermia.
1909-08-16J Palisa открыл астероид #687 Tinette.
1909-08-2222-29 августа в Реймсе состоялся первый в мире Международный авиационный митинг. Для участия в состязаниях были заявлены 38 аэропланов, но взлететь смогли только 23 машины. Митинг привлек авиаторов и авиаконструкторов со всей Европы и пробудил большой интерес к авиации у широкой общественности. Полеты в Реймсе совершили аэропланы следующих типов: 'Антуанетт', 'Блерио XI', 'Блерио XII', 'Блерио XIII', 'Бреге', 'Кертисс', 'Анри Фарман', REP, 'Вуазен' и 'Райт'.
1909-08-29Завершается первый в мире Международный авиационный митинг (22-29 августа)в Реймсе. См. 22 августа.
1909-09-04Первый слет Бойскаутов в Crystal Palace, окрестности Лондона.
1909-09-07Первым пилотом, погибшим во время полета на аэроплане, становится Эжен Лефевр. Он разбивается, выполняя полет на новом биплане <Райт> тип А.
1909-09-11Max Wolf переоткрывает комету Галлея.
1909-09-22Гибель капитана Фербера. Его аэроплан <Вуазен> при разбеге попадает колесами в канаву и переворачивается.
1909-09-25Происходит первый случай, когда четыре человека погибают при аварии дирижабля, когда французский дирижабль <Республика> теряет воздушный винт, который пробивает его оболочку. Летательный аппарат падает с высоты 122 м в Аврилии, неподалеку от Мулена (Франция). Экипаж из четырех человек погибает.
1909-09-25Французский линкор Liberte взрывается в гавани Тулона, 226 погибших.
1909-10-02В первом матче чемпионата Союза регбистов, сыгранном на стадионе Туикнем в Лондоне, <Арлекины> победили <Ричмонд> со счетом 14:10.