Событие 01.07.1829

01.07.1829 Некий арестант Петропавловской крепости в Петербурге подает тюремному начальству письмо на высочайшее имя. В письме говорится: <В 1825 году я изобрел подводное судно и до нынешнего времени старался оное усовершенствовать и надеюсь, что мое усовершенствование может иметь отличительный успех... Можно будет под водой подплывать под неприятельские корабли и оные истреблять, либо делать вылазку во всех местах, неожиданных неприятелем...>Узник этот был доставлен в Петропавловку в ночь на 18 мая, за полтора месяца до письма. По личному указанию императора Николая Первого он был помещен в одиночку. Узник значился <безвестным>. О <безвестных> писал журнал <Русская старина> (выходил в конце 19 - начале 20 веков): <Безвестного> везли в закрытой кибитке, зашитой рогожами... Через маленький прорез в рогоже в подвижной тюрьме заключенному подавали фунт хлеба и давали пить два раза в сутки... Сопровождавший фельдъегерь не знал, кого он везет, не видел арестанта, ему сдавали его зашитого уже в кибитке>.Кто был такой <безвестный> изобретатель подводной лодки стало известно в советское время, когда открылись архивы Петропавловки и было обнаружено <Дело по просьбе содержащегося в Санкт-Петербургской крепости минского дворянина Чарновского об испытании изобретенного им подводного судна>.Выяснилось вот что. В 1791 в Минской губернии родился Казимир Гаврилович Чарновский. Примкнул к декабристам, но после мятежа чудом избежал ареста. Поступил учиться в Петербургскую медико-хирургическую академию и... начал вести революционную пропаганду среди студентов. Один из них накатал в охранку донос, Чарновского арестовывают, и он становится <безвестным>. Письмо Чарновского царю о подводной лодке возымело действие. Царь распорядился: <Прежде, нежели может быть приступлено к испытанию его судна, должен он представить подробное описание оного>. Чарновский описание составляет - подробное, на 32 листах. Длина лодки - 10 м, ширина - до 3 м, высота - до 2 м. Корпус из железа (заметим, что в то время все суда были деревянными), цилиндрической формы - нос заострен, корма тупая. В верхней части - выдвижная рубка с иллюминаторами. Система погружения - из 28 кожаных мехов, в которые поступает забортная вода; при всплытии вода выдавливается из мехов особыми рычагами. На лодке - огнестрельное оружие и самовоспламеняющаяся мина, которую можно подводить под днище вражеского корабля. До сих пор все разумно и целесообразно. Но на дворе стоял век даже не паровых судов, а парусников. Ни двигатель, ни винт еще не были изобретены, и потому движитель подводной лодки выглядит наивно: 14 пар весел должны были двигать лодку вперед, а запас свежего воздуха размещался в кожаных мешках... Описание направляют на отзыв военному инженеру и математику. Тот отмечает недостатки - в частности, плохую вентиляцию, но вместе с тем пишет: <Впрочем, я не могу не признаться, что хотя описанная лодка не удовлетворяет всем желаемым условиям, однако изобретение ее делает честь сочинителю...>Лодка построена не была - Чарновского перевели из Петропавловки в Шлиссельбург, самую мрачную государеву тюрьму. В 1831 он покушается на жизнь, ему ставят диагноз <душевная депрессия> (а какая еще она бывает, если не душевная?), в 34-ом освобождают и ссылают в Архангельск, а затем в Сарапул (ныне Удмуртия), где он умирает в 56 лет в 1847.Кроме весел и кожаных мехов в нынешних подлодках есть все, о чем писал Чарновский..

Новости, события, дни рождения на

Добавьте свою новость

Здесь